Sein, давно уже существует Институт Бхактиведанты, где американские ученые, знакомые с ведическим знанием, проводят исследования, и сопоставляют Ведическую и современную науку.
Вот цитата из книги "Тайна Пятой Песни" если я не перепутала, то её автор доктор Ричардом Томпсон (цитата долгая, но может она ответит на Ваше ироничное отношение к ведической космологии):
6. Современная астрофизика и ведическая перспектива.
До сих пор мы старались показать, как ведическая космология соотносится с общей картиной вселенной, построенной современным человеком на основе сферы своих чувственных ощущений. Мы имеем дело в основном с
довольно элементарными деталями этой картины, которые во всем веке представлял собой часть знания. В последние годы, однако, астрофизика превратилась в исключительно тонкую и сложную науку, изучающую различные технические детали космических процессов. Многим, вероятно, покажется, что ведическая космология не может иметь ничего общего с новой наукой, объединяющей усилия физиков и астрономов. Они скажут, что современная астрофизика имеет дело с описанием такого уровня точности и детализации, который был недоступен в древности, и ее современные концепции и не снились древним мыслителям. Ее динамичное развитие находится в резком противоречии со старинным ведическим мировоззрением, содержащим множество неверифицируемых сведений, которое кажется просто помехой на пути прогресса.
Для того, чтобы правильно оценить ведическую науку следует понимать ее цели и базовые принципы. Они абсолютно отличны от мотивов и основополагающих принципов современной науки, что, естественно, совершенно различные пути развития науки и культуры.
Мы можем оценить сравнительные достоинства обоих подходов к действительности, только принимая во внимание эти основные цели и принципы.
В основе ведической космологии, которую мы здесь излагаем, лежит фундаментальный принцип, что понимание действительности зависит от уровня нашего ума и чувств, ограничено этим уровнем и, следовательно,
является несовершенным. Не случайно ведическое описание Вселенной всячески подчеркивает существование высших миров и существ, как материальных, так и спиритуальных. Так как детальное знание об этих мирах
не может быть понять людьми с обычным уровнем сознания, они описываются только в общих качественных чертах. Для тех, кто желает изучать эти миры боле непосредственно, предназначаются процессы йоги, которые помогают постепенно повышать уровень своего сознания. Таким образом, наши усилия направляются в сторону очищения личности и проявления ее внутреннего потенциала, а не в сторону материальной деятельности с использованием нашего грубого чувственного аппарата.
В древней ведической культуре присутствует изучение и анализ наблюдаемых явлений природы, в частности, движений планет. Однако, этот анализ не ставил целью дать окончательное описание действительности.
Его целью была разработка простых практических методов отражения этих явлений в повседневной жизни. Так, например, изучение движения планет проводилось для астрологических прогнозов и вычислений точных дат религиозных праздников и церемоний, то есть математические методы астрономии служили высшим аспектам действительности, не поддающимся измерениям и вычислениям. При этом использовались простейшие из математических моделей, так как не было и речи о возможности точного математического описания движения планет.
Согласно ведическому мировоззрению, высшие материальные и спиритуальные миры вовсе не лишены жизни. Наоборот, они населены сверхразумными существами, образующими иерархию, источником которой является
высшее существо. Имея в виду такую перспективу, естественно полагать, что знание о наиболее важных аспектах действительно можно получить, лишь вступив в прямой контакт с высшими существами или самим Всевышним. Таким образом, в ведической культуре доминирует идея получения знания по цепочке авторитетов от высших существ к низшим. Это относится не только к духовному знанию, но и к материальным искусствам, включая математическую астрономию.
В основе современной науки лежит противоположный подход, согласно которому действительность можно полностью понять, исходя из доступных нам чувств и интеллекта. Можно выделить два фундаментальных положения современной науки: во-первых, наблюдаемость всех аспектов действительности, и во-вторых, наблюдаемость всех явлений, либо непосредственно, либо вторичным эффектом, видимым в других явлениях. Это естественно приводит к мысли о возможности найти законченное окончательное математическое описание нашего мира. Если рассмотреть историю современной физики и астрономии, можно увидеть, что побудительным мотивом их развития было желание выведать все секреты природы и построить ее законченное описание.
Можно, следовательно, сказать, что большинство различий между ведической и современной космологией обусловлены фундаментальным различием в их порядках. Ведическая космология не имеет такой тщательной математической проработки, как современная, так как ведическое мировоззрение содержит стимулы этого. С другой стороны, современная космология жестко ограничена трех- или четырехмерным континиумом, так как
современный человек не обладает сенсорными способностями, позволяющими воспринимать высшие измерения Вселенной, а также потому что ее установкой является быстрое получение полного знания о мире на основе
имеющихся наблюдений.
Если придерживаться мнения, что действительность ограничена тем, что может восприниматься подобными нам разумными существами (неважно, происходит ли это восприятие непосредственно через органы чувств или
через измерительные приборы), то может показаться, что современная космология сильно опередила свою ведическую предшественницу. Однако, если ведическая концепция высших миров даже приблизительно верна, становится ясным, что современный научный метод заставил нас сосредоточиться на относительно неважных аспектах бытия. С этой точки зрения, технические ухищрения современной астрофизики выглядят скорее как
препятствия на пути к знанию, чем как показатель значительного научного прогресса.
Человек, знакомый с современной наукой, возразит, очевидно, что эти сложные технические методы современной астрофизики позволили открыть многие особенности действительности, которые противоречат ведической литературе, и, таким образом, ведическому мировоззрению более нет места на современном этапе развития человечества. Имеется, однако, возможность создания технически не менее изощренного теоретического
описания, которое включало бы и ведическую космологию. Такая теория может быть построена на радикально новой концептуальной базе, включающую современную теоретическую систему как аппроксимацию, имеющую ограниченную область применимости.
Следует отметить, что современная космология не только противоречит ведической литературе, но и имеет свои собственные внутренние противоречия. Эти противоречия довольно серьезны, и мы кратко рассмотрим
некоторые из них в главе 7. Они показывают, что для согласования современных теорий с данными астрономических наблюдений в них должны быть внесены радикальные изменения. Естественным было бы при этом учесть,
существующие эмпирические данные о существовании высших миров и многомерности нашего мира, не которые из которых мы обсуждали в главе 5.
Такая новая теоретическая система, вероятно будет лучше согласовываться с ведическим мировоззрением, чем существующая теория.
Если обратиться к истории науки, то можно видеть, что такие радикальные расширения теоретической перспективы неоднократно повторялись. Убедительным примером может быть революция в фbзике, которая произошла в 20-30-х годах нашего века. В конце прошлого столетия почти все физики сходились во мнении, что классическая физика содержит полное и законченное описание действительности. Однако, через несколько лет на смену классической физике пришла новая наука, квантовая механика, которая основывалась на совершенно других принципах.
Важная особенность такого развития науки состоит в том, что квантовая механика была полностью согласована с классической физикой в той области, в которой та изначально применялась. Значительные различия между двумя теориями проявились только в новой области атомных явлений, для описания которых и была создана квантовая механика. Точно также наша новая космология должна согласовываться с предшествующими теориями, построенными на основании опыта, полученного в сфере обычных чувств, открывая в то же время новый мир многомерных перемещений